иконка вопросительный знак
иконка вопросительный знак

4 года на ЭкФаке СПбГУ

20.08.18

4 года на ЭкФаке СПбГУ

20.08.18

4 года на ЭкФаке СПбГУ

20.08.18

Настал момент для того, чтобы подвести итоги целого этапа жизни. Цель этой статьи, во-первых, рассказать об экономическом факультете СПбГУ и, во-вторых, вспомнить о том, что со мной происходило за последние 4 года.

Красный диплом СПбГУ

Дисклеймер: бо́льшая часть того, о чём я пишу здесь, относиться к экономическому факультету СПбГУ. Ситуация на других факультетах может значительно отличаться. Всё, что знаю об СПбГУ, прошло через призму экфака.

Пожалуй, структура будет эволюционной: от 1 курса до 4.

Что бы я ни думал и ни писал дальше, я должен начать с огромной благодарности университету, который научил меня многому. В частности, критическому мышлению, командной работе, научил забивать, спокойно относиться к отрицательным вещам, в конце концов, дал знания в сфере экономики. Здесь я познакомился с людьми, с которыми мы делали потрясающие вещи и просто получали удовольствие. Спасибо СПбГУ! Спасибо за взросление.

Старт

Началось всё в 2014 году, когда я окончил школу и почти не имел выбора при поступлении. Кроме экономики меня ничего не интересовало (не было нормальной информатики в школе, а математику почему-то не рассматривал), ЕГЭ по английскому я не сдавал, а это сильно ограничивало в выборе московских вузов, да и было какое-то представление, что нужно ехать в Питер, а в Москву ещё рано. Так вот, в то время у меня класса с 10 висел статус в ВК: «Самосовершенствование». Да, лол, тогда пользовались статусами. Он для меня многое значил. С момента, когда прочитал «7 навыков высокоэффективных людей» я начал заниматься тайм-менеджментом, стал более рациональным и стремился всегда учиться и извлекать пользу. А ещё я был перфекционистом, абсолютным отличником (правда немного липовым в 11 классе). Короче, всё это мне сейчас немного противно. Но суть в том, что я пришёл в университет, чтобы учиться. Чтобы получать лучшие оценки, быть отличником. И у меня это получалось.

Учёба на экфаке

Э-121

Наша первая группа Э-121

Мне очень понравились два первых года. Они такие фундаментальные, много математики, экономики. Ты получаешь реально полезный базис. Потом происходит разделение по кафедрам и как-то учёба несколько уходит на второй план. Появляется много предметов из разных областей, которые тебе не нужны. Да и вариативность низкая. Всё это привело к тому, что на 4 курсе учёба была совершенно неинтересна. Я понял, что меня увлекает менеджмент, но точно не экономика. Тем не менее мой топ предметов на экфаке:

  1. Экономика предприятия-1 (ЭП). Самый сложный экзамен, который можно было написать на тройку, даже если ты всё знал. Интересные лекции и семинары. Книжки, которые я храню до сих пор, потому что это реально может понадобиться. Спасибо Колышкину А. В.
  2. Математический анализ. Школа жизни от Черняева П. К. Человек, который знает всех по имени и отчеству, выглядит как Карл Маркс и выставляет совершенно справедливые оценки. Абсолютная принципиальность. Идеальный преподаватель. Ну и с ним мы были весь первый год. Не забуду, как учили теоремы и формулы, а потом получали лёгкие варианты, потому что пахали весь семестр. Не знаю специально ли он так раздавал или это была удача. По сути, он мог запомнить порядок билетов, ибо рассаживал в строгой последовательности.
  3. Оценка бизнеса. Спиридонова Е. А. Жёстко, весело, нереально полезно. Огромное вам спасибо за лучший предмет на 3 курсе. Я уже писал большой пост о том, как это было хорошо.
  4. История экономических учений. Борисов Г. В. Спасибо за увлекательные рассказы и семинары о развитии экономической науки.
  5. Теория вероятностей. Радионов А. В. Спасибо за интереснейшие и каждый раз новые задания. За то, что заинтересовали предметом, в результате чего я полностью прочитал книгу по теорверу.
  6. История от Тота. Вряд ли я слышал что-то более интересное. Заставил нас трепетать в 1 семестре и думать об отчислении из-за зачёта.
  7. Оценка качества от Смирнова С. А. Мой научный руководитель, который вёл несколько предметов. Спасибо за подлинный интерес, любознательность и открытость.

Рекомендации:

  1. учиться списывать
  2. учиться понимать, а не заучивать
  3. понимать, как происходит оценка работ
  4. не запариваться по поводу оценок, но ради стипендии не получать тройки

Кейсы и люди

Плотно отучившись на 1 курсе, я постепенно влился в мир бизнес-кейсов и начал понимать, что самое важное: нужно не только самосовершенствоваться, но и работать в команде, с людьми. Правда ещё никуда не исчезла конкурентность и борьба. Однако, уже шаг вперёд. Команда Simple. Мы столько всего делали и это было так хорошо. У нас с ребятами была очень успешная и крутая команда, в которой каждый что-то из себя представлял. О таком стечении обстоятельств, что мы так сошлись, наверно надо только мечтать. Нам было весело, интересно; мы сидели ночи напролёт; заказывали еду; отдыхали; летали в другие города; искали новые проекты; думали о бизнесе; путешествовали; ставили сверхамбициозные цели; придумывали хитрейшие схемы побед; креативные и выделяющиеся ходы и многое другое. Приложу несколько фоток.

Simple дезигн

Дезигн на уровне

Молодые ребята решают кейсы

Это мы молодые решаем кейсы))

Грустный Ромка

Заняли второе место

Кубок cup spb

А затем выиграли!

Вписка

Здесь уже опытные))

На первом занятии курса по бизнес-кейсам я красочно рассказывал о том, как мы работали в команде.

Здесь же хочу сказать персональное спасибо людям, которые сильно повлияли на меня. Разумеется, были и другие, поэтому говорю спасибо всем!
Рома Минин, с которым мы первые 2 курса ездили в Петергоф уставшие, измученные после 6 пар (2 пары немецкого в конце дня!!!) и много чего ещё делали. Рома Хорин, который и ввёл меня в команду Simple. С ним мы много общались на 2–3 курсах, соперничали, дружили, иногда ссорились, но я уверен, что всё это было нам на пользу. Рома Евстигнеев, с широченным взглядом на мир и на многие другие вещи. Никита Корнев (кек). Зураб Ахвледиани, который многому меня научил, с которыми мы хорошо общались, делились музыкой, и он же познакомил меня с организаторской деятельностью. Соня Болдарева, нереально эффективная и талантливая, с такими можно достигать чего угодно. Руслан Ермагамбетов, который и так всё знает, люблю. Саша Савенко, мой сосед последние 2 года, с которым мы и на рынок ходили, и готовили, и пили, и футбол смотрели.

Друзья в универе

Отмечали каждую сессию походом в пиццерию

Бойз бенд Гопники

Вообще, мне очень нравится жить с соседями и из-за этого люблю общаги. На первом курсе я жил с задротом (умным программистом), который не имел режима и ложился, когда я просыпался. На 2 курсе с интереснейшим историком-первокурсником-киноманом, с которым мы пробовали дорогой алкоголь. Затем с однокурсником, с которым готовились к ЭП. И в последние два года с Саней. Живя с соседом, ты лучше понимаешь насколько все люди сложные. Как много есть мелочей, как легко можно ссориться и как часто стоит идти на компромиссы. Короче, спасибо всем. Люди — это главное, что даёт университет. Только надо сохранять это и помнить.

Рекомендации:

  1. узнать, что такое нетворкинг и применять его
  2. участвовать во всём; пробовать
  3. быть открытом к новому

Карьерный Клуб ЭкФака СПбГУ

На 2 курсе мы с Ромой стали организаторами, а на 3 курсе я стал главой Клуба. За следующий год мы ставили амбициозные цели, не видели преград и добивались огромных успехов. Это то, что происходит, когда соединяются сильнейшие люди, мотивация, желание тратить свои ресурсы ради других и правильный подход к управлению. Я очень рад, что у меня был такой опыт, который дал понять, что мне, действительно, интересно.

Результаты Карьерного Клуба за первый семестр

Результаты деятельности команды Клуба за первый семестр 2016 года

Девушки и Карьерный Клуб Команда дурачится Команда

Было весело

На этом этапе я начал понимать, что, возможно, не так важно быть лучшим; возможно, не так важно делать всё идеально; возможно, общее важнее частного, возможно, не стоит думать о деньгах, а скорее получать удовольствие от процесса. Затем я начал приходить и изучать концепцию бирюзовых организаций, которая и сейчас мне очень близка. И наш клуб совершенно естественным образом превратился в маленький пример такой организации. Тогда я этого ещё не понимал, но на 4 курсе осознал.

Соня Болдарева, Рома Хорин, Лена Моисеева, Арина Стародубцева, Антон Иванов, Ира Полякова, Зураб Ахвледиани, Люба Акимова, Карина Долгодворова, Аня Кузнецова, Аня Колосовская, Олеся Аполова, Даша Левадная, Катя Левитина, Саша Седов, Костя Иванов и другие ребята, которые присоеднились позже. Спасибо вам! Мы делали крутые вещи, а вы сейчас продолжаете и это замечательно!

Карьерный Клуб

После презентации Клуба

Финальным аккордом года нашей командной работы стало не самое удачное (с точки зрения пиара и контента), но весьма громкое мероприятие — лекция Олега Тинькова на ЭкФаке СПбГУ.

А перед его выступлением я рассказываю, как нам удалось позвать такого громкого гостя

Возможности

СПбГУ даёт очень много возможностей для развития. Да, низкая стандартная стипендия, да её не хватает на жизнь, но я продолжу гнуть свою линию и скажу, что надо стараться и всё будет. Просто пользуясь тем, что даёт университет, я получил суммарно 500 000 руб. за 4 года. Да, много, по 12 500 в месяц в среднем. Представляете? Это стипендии, мат помощь, возврат билетов на дорогу, это премирование за успехи. Ещё была возможность поехать в санаторий, а ещё были стипендии частных компаний, 2 раза я был на ПМЭФ участником, почти бесплатное жильё в общежитии (где есть уборщица и мусор за тебя выкидывают), ездил в Европейскую академию в Отценхаузене. Я не учитываю 400 000, которые суммарно получил за 5 месяцев учёбы в Японии. О Японии у меня отдельный раздел в блоге. Для всего этого нужно учиться, участвовать, вести себя активно, где-то собирать бумажки, где-то искать информацию и получать её как можно быстрее.

Балет

До 2016 года студенты СПбГУ могли бесплатно ходить в лучшие театры Санкт-Петербурга

Динар и Евневич

ПМЭФ

Немцы и русские

Отценхаузен

Другая возможность — военная кафедра, которая представляет собой, на мой взгляд, замечательное физическое и моральное испытание. Вот, подробная статья о военных сборах.

Артиллеристы

А ещё на экфаке совершенно нет коррупции. Бывали непонятные слухи, но я лично ни с одной подобной ситуацией не встречался и, насколько я знаю, мои друзья тоже.

Рекомендации:

  1. не стесняться всё спрашивать у других студентов
  2. ещё до начала учёбы узнать всё о стипендиях и возможностях, пообщаться со старшекурсниками
  3. не бояться участвовать в конкурсах, выигрывать реально

Четвёртый курс

Собственно, на 4 курсе я и поехал в Японию, где многое открыл для себя. А последний семестр мало чего из себя представлял. Практика, бесполезный ГОС, защита. О своём дипломе я как-нибудь позже отдельно напишу. И вот ты бакалавр. Ах да, ещё с красным дипломом. Только диплом ничего не значит. Спустя 4 года ты отчётливо понимаешь, что все эти оценки нафиг не сдались. Когда есть осознанность, тогда другие ценности.

Ещё раз спасибо!

P. S. Чтобы жизнь сахаром не казалась, теперь я перечислю минусы СПбГУ с ярчайшими примерами. Будем считать, что всё, что было написано до этого, является скорее плюсом.

Бюрократия

Именно из-за того, что я вплотную познакомился с бюрократией в СПбГУ, я больше никогда не хочу иметь с ней дело, ни в какой форме, ни в каком месте. Бюрократия, это когда ты выпрашиваешь бумажки; постоянно с кем-то договариваешься; носишь один лист из одной инстанции в другую, чтобы получить другой лист; когда ты постоянно распечатываешь горы бумаг; всё дублируешь на бумаге; ставишь подписи; ждёшь пока кто-то там на верхушке одобрит твою бумажку. Короче, огромный вуз пропитан этой чумой. Апофеозом стал тот момент, когда нам угрожали тем, что если в приказе тема нашего диплома не будет совпадать с реальной, то мы не сможем защититься, а чтобы перевести название диплома на английский язык, нам нужно было зайти в личный кабинет, там создать бланк, распечатать его, расписаться, отсканировать, загрузить в ЛК и отправить, а потом это дело одобрял работник СПбГУ. Вы, бл, представляете? Это чтобы название на английский перевести. Я молчу о том, что ЛК работал кое-как, и на всё это уходило минут 10-15 времени.

Незаинтересованность работников и некомпетентность

В университет в принципе отсутствует фидбек. Самые грамотные преподаватели собирают его, остальные нет. Поэтому мы видели профессоров, которые целый семестр тыкали на одну кнопку, чтобы листать слайды и ничего не говорили или же просто пересказывали свой учебник. С одним из таких у меня была серьёзнейшая битва в 1 семестре после экзамена, которую я выиграл с пятёркой. Так вот, он проверял работы по объёму ответа. Он даже не читал. Он показал мне расстояние между большим и указательным пальцем и сказал, вот видишь, это один, а у тебя тут раз, два, три, четыре............

Исправленному верить в зачётке

Результат борьбы

То же самое касается и административного персонала. Есть разные люди, но порой ты встречаешься с полнейшей незаинтересованностью, закрытостью, неготовностью помочь. Следование строгим правилам, опять же бюрократия. В результате всего этого ты учишься успокаиваться, находить пути через других людей, уговаривать, идти на компромиссы, но это трата усилий и времени, когда можно проще организовать процессы.

Отсутствие практики

Наверно, из-за отсутствия мотивации/бюджетов в университете очень мало практики. Наш Клуб существует именно из-за того, что факультет не занимается тем, чем он должен по сути заниматься. Пристраивать студентов, звать предпринимателей и профессионалов, устраивать мероприятия (как это делает ВШМ). Но увы. Поэтому здесь нужно самому всё искать. Горы теории, но никакой практики.