иконка вопросительный знак
иконка вопросительный знак

Токио, питерские дворы и деревня. Съёмка на iPhone 7

17.08.19

Токио, питерские дворы и деревня. Съёмка на iPhone 7

17.08.19

Токио, питерские дворы и деревня. Съёмка на iPhone 7

17.08.19

В этой статье я хотел бы, во-первых, рассказать о том, как снимал фильм о Токио; во-вторых, подвести итоги и сделать некоторые выводы; в-третьих, рассказать о том, что буду снимать дальше.

Фильм опубликован в декабре 2018 года. За это время его увидели многие мои друзья и в целом немало людей. Дальше расскажу о его создании.

Идея

Идея эволюционировала. Изначальная цель — сделать красиво. В этой статье я подробно писал о замысле. У меня было несколько вариантов. Первый по больше части совпадает с тем, что получилось, красивые кадры под музыку, которые передают дух города. Единственное — я не знал, какой он получится по длине, и какая смысловая нагрузка будет у фильма. Другой вариант — задействовать японцев. Эдакие кадры, где они что-то говорят в камеру о жизни в городе. В дальнейшем отказался от этой идеи, ибо у меня не было времени, и получилось бы что-то похожее на документалку, что меня не устраивает. Третий вариант это сделать несколько тематических роликов о Токио по временам года или по времени суток. От этого я тоже отказался, поскольку снимал очень неравномерно и это привело бы к отсутствию целостности, ключевой идеи, получились бы рекламные ролики.

Осенью 2017 года, когда уже был в Токио, я начал читать книгу о создании хороших видео, которую купил ещё в Питере. Там постоянно твердили: «сокращайте-сокращайте-сокращайте!» Никто не любит длинные видео, это скучно, люди не смотрят. Такие советы разумны для развлекательных роликов и для людей, которые совсем не шарят в съёмке, монтаже. Из-за этого у меня было представление о том, что фильм должен быть длительностью в минут 5. Постепенно, снимая всё больше и больше и понимая, как много всего можно показать, я начал понимать, что это будет 7 минут. Возможно, 8, а может 9. Ну хорошо, 10 минут и не больше.

Затем наступила очень важная для меня цепочка событий. Во-первых, я хорошо общался с француженкой Maivan. С ней и Себастьяном мы сняли вот этот фильм для курса в Keio:

Снимали в рамках курса об искусстве. Мы решили понять, что внутри каждого из нас

У неё значительно больше опыта как минимум в монтаже; она учится на направлении, намного более близком к искусству, чем моё; её дядя — известный режиссёр. Как-то я решил спросить её: «А как ты думаешь, есть ли правильные способы снимать кино, монтировать? Ведь наверняка есть устоявшиеся подходы, типичные ошибки, которые нельзя совершать?». Моя позиция была тогда такой, что у меня нет опыта, я хочу учиться и буду делать так, как «правильно». А как это «правильно», мне понять было сложно. Есть много видеоразборов, уроков, советов, вот в них, наверно, и рассказывают, как «правильно». Однако её позиция была в том, что ты делаешь так, как ты видишь. Правильно так, как тебе нравится. В этом и суть режиссёра, что он передаёт людям своё видение. Если кому-то не нравится, то это ничего не значит. Всем не угодишь и надо ли пытаться? Какой в этом смысл? На тот момент такое мышление у меня совершенно не укладывалось в голове. Мы минут 10 дискутировали на эту тему, но остались при своём.

Молодые режиссёры

Майван и Себастьян

После я посмотрел интервью Тарковского, где он говорил:

— Что бы вы хотели сказать молодым людям?
— Не знаю. Мне бы хотелось сказать им только то, чтобы они умели больше находиться в одиночестве. Любили бы быть наедине с самим собой почаще. Мне кажется, что беда нынешней молодёжи заключается в том, что она старается как-то объединиться на основе шумных действий, порой даже агрессивных. Вот это желание объединиться, для того чтобы не чувствовать себя одиноким, это очень неприятное, и такой симптом, с моей точки зрения. Мне кажется, что человек должен учиться с детства находиться одному. Это не значит, что нужно быть одиноким. Это значит уметь не скучать с самим собой. Потому что человек, который скучает от одиночества, мне представляется человеком, находящимся в опасности с нравственной точки зрения.

Летом побывал на спецпоказе с участием Звягинцева, где он говорил, что нужно быть первопроходцем, делать то, что нравится, а не то, что от тебя ждут и принято в отрасли. И тут меня переклинило. А почему бы и нет. Почему бы просто не следовать своим чувствам и вкусу. Зачем нужно думать о минутах; о том, чтобы всем понравилось. Я хочу заработать на этом? — нет. Я хочу популярности? — нет. Я хочу показать Токио, каким его вижу. Поэтому в фильме будет столько кадров, сколько потребуется.

Съёмка

Много где пишут, что если ты хочешь снимать кино, то неважно какая техника. Фильм можно снять на самую плохую камеру и таких примеров достаточно. В связи с тем, что я хотел красивую картинку в стиле Малика, всё-таки определённое оборудование нужно было. iPhone 7 — одна из лучших мобильных камер на тот момент. Стабилизатор от Zhiyun для плавных движений. Широкоугольная линза от Momax для некоторых кадров. Первое приложение, которое купил на телефоне — FiLMiC Pro, лучшее в своём роде. Превращает экран в интерфейс камеры со множеством настроек. Для меня самой полезной была возможность фиксировать фокусировку и экспозицию. Это можно делать и стандартными средствами, но будет неудобно и долго. Это всё. Ещё есть штатив, который я использовал как доп. груз для стабилизатора, просто прикреплял его снизу. Кадров со штатива почти нет, чаще всего со стаба. Я смотрел видео о том, как нужно правильно передвигаться (походка ниндзя), как двигать камеру. Тестировал стаб. Он, кстати, оказался неидеальным, ну это и понятно, самая дешёвая модель (около 8к). Порой есть необоснованная тряска, вероятно, аппаратный баг.

Оборудование для мобильной съёмки

Помимо упомянутого выше здесь ещё ноут, жёсткий диск, два повербанка, наушники, рекордер

Сам процесс съёмки был предельно простым, я шёл в город и снимал. Ходил по районам, брал разные ракурсы. Разная погода, время дня, время года. Из подводных камней:

  • Зарядки айфона хватает на 1-2 часа постоянной съёмки, что не очень много
  • При ветре, дожде, снеге, холоде становится сложно снимать. При сильном ветре пользы от стаба нет. Когда осадки, всё мокнет, нужен зонт или обёртка какая-то, экраном неудобно пользоваться. Когда холодно, зарядка быстро садится и руки отмерзают
  • Надо учиться пользоваться стабом и покупать подороже, если есть возможность. Много кадров с тряской, где её не должно быть. Где-то неопытность, где-то косяки стаба. Правда — это частично или полностью решается на этапе обработки
Съёмка на смартфон в дождь

А вот снимал в снегопад, было очень забавно

Монтаж

Монтаж проходил в несколько этапов. Надо сказать, что из-за кучи других дел процесс затянулся. Изначально хотел весной закончить, но получилось только ближе к зиме.

Если говорить о гигабайтах, то было так: около 205 гб сырого материала —> 125 гб после сортировки —> 112 гб после окончания монтажа, но особо не удалял то, что не использовал. Вся работа проходила в проге Sony Vegas. Выбор пал на него из-за того, что хорошо знал интерфейс, поскольку неоднократно использовал в школьные годы. Сейчас перехожу на Davinci Resolve.

1 этап. Сортировка видео

На это ушло не так много времени. У меня был некоторый сценарий, на основе которого я создавал тематические папки и раскидывал видео.

2 этап. Просмотр видео и разметка

Здесь предстояло просмотреть весь материал и отобрать подходящее. Помимо этого, выбрать лучшие из дублей одной и той же сцены. Чем лучше или точнее снимаешь, тем меньше работы.

3 этап. Перенос в видеоредактор и сырой монтаж

Здесь начинается постепенное выстраивание фильма. У меня не было досконального плана в виде порядка кадров. Скорее образы в голове, задумки, какие-то глобальные идеи. Всякие интересные переходы, оригинальные штуки придумывались на ходу. Процесс безумно интересный. Я уделял по 1 вечеру в неделю, полностью погружался и работал не отвлекаясь.

Подбор музыки

Я очень старательно подбирал треки. Подписался на разные паблики в ВК и прослушал уйму японской музыки. Спрашивал друзей, искал по названиям. Вообще, всё то время, что был в Японии, всегда прислушивался и постепенно заполнял плейлист из кандидатов. Затем встал вопрос с правами на музыку, поскольку публиковать фильм планировал на ютубе. Порой правообладатели (особенно японские) категорически запрещают использование треков. Из-за этого некоторые очень хорошие треки отпали. Была даже мысль связаться с лейблами по почте, но после того как обнаружил, что у них и сайты только на японском, я решил забить и ещё поискать.

Уж очень понравился этот трек Nujabes, но увы

Или вот этот замечательный трек из одного японского фильма

4 этап. Окончательный монтаж

И да, картинка шла под музыку. То есть музыка в каком-то смысле строила сюжет. Я её, конечно, затем подрезал и корректировал, но тем не менее. В итоге объединив всё, начался процесс шлифования. Я убирал тряску (баги стаба), шумы (камера айфона ночью — дерьмо), где-то подкрашивал, где-то переходы. Сделал титры. И вот к началу декабря фильм был готов.

Продвижение

Остался последний запланированный этап — продвижение. Ничего грандиозного я не хотел, но просто опубликовать и забыть об этом тоже не хотелось. До людей надо донести. Изучению вопроса уделил 1-2 недели. Немного разобрался в алгоритмах ютуба, пообщался с теми, кто разбирается в этом. Посмотрел способы продвижения и остановился на нескольких пабликах о съёмке (на них уже был подписан) в различных соц. сетях. Нашёл сообщества Японии и Токио. Одним из самых интересных и эффективных каналов был Reddit, которым я не пользовался до этого. Там система кармы, которая на старте не позволяет тебе многое делать. Тем не менее я опубликовался в довольно массовом треде о Токио (30к человек), где в первые несколько часов была тишина, а затем посыпались комменты о том, спросил ли у японцев разрешения на съёмку их лиц, знаю ли я, что за съёмку в метро могут посадить. Или вот такое)))

«How is this a detailed film about anything? I feel like I just got invited over to watch someone’s cringy vacation slides.»

Тут я прифигел и подумал, какие ж там все зануды. Старался адекватно отвечать, в итоге за следующие несколько дней получил кучу благодарных комментов от людей, которые любят Токио и скучают по нему. Писали люди, которые живут там, о том, что правильно передал атмосферу города. Пост заплюсовали, и я немного хайпанул. Теперь у меня дофига кармы на реддите)) Помимо этого, сделал публикацию на tjournal, где тоже собрал немало лайков, при чуть большей удаче мог бы выбраться в топ недели. Интересной была реакция паблика Cinema DSLR, в котором состоят люди, занимающиеся монтажом видео. Лайков я тоже набрал много, но и много критики, поскольку моя работа не укладывается в традиционные правила. Долго и скучно. А, например, японские паблики дают 0 фидбека и недовольных, поскольку все смотрят на картинку и слушают музыку. Короче, надо быть очень аккуратным с фидбеком и понимать, от кого ты его получаешь.

Комментарий на reddit

Reddit

Комментарий на tjournal

Ещё на tj забавное комьюнити :)

Уже спустя несколько месяцев после публикации я начал посылать фильм на самые разные фестивали. Тема для отдельной статьи. Есть платные, бесплатные, тематические, есть исключительно онлайн. Где-то меня приняли, где-то нет. Особо ничего не занял. Но и фильм не самый фестивальный, этим вопросом надо отдельно заниматься, и заранее.

Итоги

Я доволен. Мой первый серьёзный опыт. Очень много труда. Безумно приятно слышать комментарии людей. Особенно, когда люди говорят, что просмотрели полностью. Кто-то писал, что прослезился (со мной такое бывает, когда пересматриваю, потому что Токио — невероятный город). Очевидно, что я не ожидал от людей просмотра фильма полностью, об этом говорит и статистика на ютубе. Такие правила современного мира для массового зрителя. Люди не готовы концентрироваться, думать и как бы растворятся в чём-то. И это не проблема, пусть будут единицы, которые оценили фильм в том ключе, в котором я считаю нужно смотреть фильмы. Забавно, что просмотры и лайки на ютубе стабильно медленно растут (на данный момент почти 4,5 тыс., 192 лайка и 3 дизлайка). Я вышел в топ, по одному из запросов на японском: «東京生活», что, кажется, переводится, как «Жизнь в Токио». Ну, в каком-то смысле соответствует содержанию.

Теперь у меня есть 18 минут города сказки, которые могу пересматривать хоть каждый день. Каждый раз вспоминать, при каких обстоятельствах снимал тот или иной кадр. Я узнал столько всего о съёмке, монтаже, сущности кино. Изменилось представление о различных вещах. Но дальше предстоит много работы. Есть другие задумки, идеи и планы.

Что дальше?

Дворы

Я совершенно не планирую останавливаться и буквально через месяц публикации фильма начал работать над следующим проектом — «Питерские дворы». Рабочее название) Пожалуй, сейчас не буду вдаваться в подробности, возможно, об этом лучше будет написать отдельную статью. Но суть снова в атмосфере. Хочу показать тот Питер, который я полюбил за 4 года жизни в городе. При этом таким его мало кто видит по разным причинам. Из-за запахов, страха, отсутствия времени. Но он такой, какой есть. Такой, каким его видят ежедневно местные жители, и это прекрасно, на мой взгляд. Те эмоции, которые я испытываю в питерских дворах несопоставимы со всякими хайповыми местами типа Дворцовой площади.

Питер вечером

С точки зрения техники. На старте у меня была мысль использовать актёров, в первую очередь своих друзей. Вообще, я много всего хотел сделать и изучить. Но из-за учёбы не сделал почти ничего. Поэтому от актёров пришлось отказаться и, вообще, импровизировать. В общем-то, ужу всё снято за 5 дней в конце июня. Планировал 7-10, но и этого хватило. Теперь хочу уделить ещё больший акцент звуку. Взял в аренду рекордер и записывал самые разнообразные звуки. Помимо этого, ещё больше передвигался, работал со светом. Хочу учиться цветокору. Долго просижу за этим. Сама задумка ещё в процессе.

Рекордер запись дождя

Записываю звук стекающей воды

У меня спрашивают сроки. Не знаю. И снова не буду себя ограничивать. В идеале хотел бы закончить к зиме. Возможно, опять декабрь. Но, может быть, всё затянется. Всё-таки это моя неосновная деятельность.

Деревня

В августе этого года мне посчастливилось 4 дня пожить в деревне Багишево в Апастовском районе республики Татарстан. Я планировал поснимать там, но для меня стало большим открытием то, насколько там клёво. Огромное количество потрясающих кадров. Животные, природа, быт. Уже хочу заниматься этим, но, думаю, после дворов. Тем более что есть вероятность, что и зимой окажусь в деревне (правда, смогу ли снимать в таких условиях?). Я не на пустом месте задумался о съёмке деревни. Мои родители активно пользовались видеокамерой и фотоаппаратом. Поэтому у меня есть сотни милейших снимков из детства и несколько оцифрованных кассет. На одной из них деревня. Деревня 1997 года. Зрелище невероятное. Живые прадедушка с прабабушкой, чтение татарской молитвы ими же, годовалый я, родственники, вечера в деревенском домике. Буду думать, что с этим можно делать, как связать, что показать.

Рекордер запись для фильма

Глобально:

  • Хочу реализовывать идеи
  • Ещё больше практиковаться со съёмкой. Улучшать технику
  • Хочу использовать анаморфную линзу. Перейти на камеру. Пора уходить от айфона
  • Уметь в цветокор
  • В будущем попробовать съёмку с квадрокоптера
  • Изучать теорию кино и работу со сценарием
  • Попробовать поснимать людей и актёров

Но многое из этого будет совсем нескоро. Ближайшие полгода-год никаких съёмок у меня не запланировано. Сплошной монтаж и работа с компьютером :)

Полезное для тех, кто хочет снимать:

Можно поискать подборки, не все каналы в телеграме упомянул.

На этом всё. Спасибо за внимание!